9:31 Значение и смысл

Они взяли своих книжников[i] и монахов[ii] за господ вместо Аллаха[iii] а также Мессию, сына Марйам[iv] А им было повелено только поклоняться Единому Аллаху[v] кроме которого нет бога[vi] Он превыше всего, что они Ему придают[vii]

  1. «Ахбар»: законовед. Ср. суру 5:47, где их приравнивают к раввинам (Йусуф ‘Али). []
  2. «Рухбан»: монахи, аскеты, отшельники. Люди, отказавшиеся от мира. Когда священники живут в целибате, их тоже можно так назвать, как и членов монастырских общин. Это выражение относится и к святым, когда их обожествляют или приписывают сверхчеловеческие силы, или почитают, как в католической Церкви (Йусуф ‘Али).
    «Рахаб» (мн. число «рухбан» — монахи) означает: те, кто боится. Это нововведение христианского учения, возникшее под влиянием слов Иисуса (мир ему!) о воздержании и отказа от мира. И в 4-м веке были установлены соответствующие законы и правила (Аль-Манар). []
  3. Почитание священников, святых и аскетов — это форма суеверия, которому подвержены люди во все эпохи. Развитие иудейского суеверия видно по Талмуду; у христиан оно проистекает из догматов о непогрешимости папы и почитания святых. Сама идея о сословии священников, которые стоят между Богом и человеком и совершают таинства, противоречит доброте и вездесущей милости Бога. Многобожие не было ограничено политеизмом. Обожествление сына Марйам упомянуто здесь особо, поскольку по-прежнему оказывает влияние на большую часть цивилизованного человечества (Йусуф ‘Али).
    Объявляя их непогрешимыми, как Бог. Так, в католической Церкви папа объявлен непогрешимым, а по догме «нет спасения вне Церкви». Церковь находится под влиянием Святого Духа и поэтому не может заблуждаться в вопросах веры (Дарйабади).
    Ср. суру 3:64 (Асад).
    Ади ибн Хатим, который был христианином, пришел к пророку, чтобы узнать ислам и задавал вопросы, чтобы рассеять свои сомнения, в том числе и такой: «Этот аят обвиняет нас, что мы считаем наших ученых и монахов богами. Что это значит? Мы не считаем их своими богами». На это пророк ответил вопросом: «Разве неверно, что вы считаете запретным то, что они запрещают, и разрешенным, что они разрешают?» — «Да», — признал Ади. Тогда пророк сказал: «Это значит, что вы считаете их богами» (Маудуди). []
  4. См. выше аят 30 и примечание 103 (Прим. перев. ). []
  5. Поклоняться Аллаху — значит следовать Его законам по слову Корана и толкованию Его посланников. Иудеи и христиане обвиняются в многобожии не потому, что они почитают священников и монахов богами, а потому, что они принимают законы от них, а не от Аллаха (Кутб). []
  6. Истинная религия, которую Аллах принимает от всех людей, есть искреннее предание себя Ему (ислам). Она основана на следовании только Его законам после признания Его Единственным Богом. Кто слушается заповедей другого, практически придает Аллаху сотоварищей (Кутб). []
  7. Ср. суру 6:100 (Йусуф’Али). []

Обсуждение закрыто.