9:19 Значение и смысл

Разве же ставите вы поение паломников [i] и хранение Священной мечети наравне с заслугой тех[ii] кто верует в Аллаха и Судный День и жертвует собой на Его пути? [iii] Перед Аллахом они не равны[iv] И Аллах не ведет народ неправедный[v]

  1. Подавать паломникам холодную воду и служить при мечети — это достойные дела, но всего лишь внешние. Если они не затрагивают души, они малоценны. Намного выше перед Аллахом вера, стремление и искренняя преданность Аллаху. Кто имеет это, удостоится от Аллаха чести. Свет и руководство Аллаха приходят к нему, а не к самодовольным, которые думают, что достаточно внешнего проявления того, что называется благочестием (Йусуф ‘Али). []
  2. Весы Аллаха — это верные весы, Его суд самый верный (Кутб). []
  3. Этот вопрос должен показать, что уход за святыней и прочие религиозные действия, которые делаются ради внешнего благочестия, используются в светских целях или как прикрытие, не имеют ценности перед Аллахом. Истинная ценность человека состоит в искренности его веры и готовности к жертвам на Его пути без стремления приобрести вес или имя; не играет роли, происходит он из особо благочестивой семьи или нет. Незаконно поручать ответственность за святые места людям, не имеющим таких свойств только потому, что от предков они унаследовали это служение (Маудуди). []
  4. Многие толкователи видят в этом аяте намек на хвастовство язычников-курайшитов перед завоеванием Мекки мусульманами тем, что они как хранители Священной мечети выше прочих народов. Когда дядя пророка аль-‘Аббас был взят мусульманами при Бадре в плен, он объяснил свой отказ покинуть Мекку именно этим служением. Но этот аят имеет, вероятно, более глубокий смысл. Согласно преданию Муслима и других, один из соратников пророка в мединской мечети сказал: «Когда я принял ислам, из всех добрых дел хотел бы только подавать паломникам воду». Другие соратники пророка сказали на это: «Нет, мы лучше возьмем на себя заботу о Каабе». А еще один сказал: «Нет, борьба на пути Аллаха лучше, чем все, что вы назвали!» Вскоре пророку был ниспослан этот аят. Поэтому здесь, вероятно, имеется в виду, что вера в Аллаха и борьба на Его пути много ценнее, чем все действия, какими достойными они бы ни считались, но ограниченные чисто внешним деланием; неизмеримо большую ценность перед внешним обрядом имеет преданность Аллаху (Асад).
    Обе стороны не равны в глазах Аллаха ни по свойствам, ни по делам и получают разную награду (Аль-Манар). []
  5. Это язычники, которые не следуют истинной религии и не хотят отказаться от многобожия (Кутб). []

Обсуждение закрыто.