9:122 Значение и смысл

Но не подобает верующим выступать всем[i] Отчего бы из каждой части не выступал какой-нибудь отряд[ii] чтобы изучать религию[iii] и возвещать своим людям [iv] когда вернутся к ним, чтобы они остерегались?[v]

  1. После сделанных обличений (см. предыдущие разделы) каждый хотел отправиться на войну, даже рискуя тем, что религиозное наставление окажется в небрежении. Чтобы не допустить ущерба от этого, здесь заповедано некоторым оставаться дома ради этой обязанности (Дарйабади).
    От всех верующих и не требуют, чтобы они примыкали к каждому войску, идущему в поход, ибо это не коллективная и не индивидуальная обязанность. По-другому было бы, если бы пророк пошел сам и призвал бы их с собой. []
  2. Это значит: на воину должна отправляться только часть верующих, остальные должны оставаться дома (Дарйабади). []
  3. По мнению Ибн Джарира, личное местоимение «они» относится к тем, кто отправляется на войну, а не к остающимся с пророком. Он утверждает, что те поймут религию, когда увидят, как Аллах дает победу тем, кто верует в Него и идет за Его посланником, над теми, которые отрицают Его и ведут войну против посланника. Но мы считаем, что такое толкование искусственно, потому что какое же это будет «изучение религии», что собственно и означает слово «таффакух» (Аль-Манар).
    Они должны учиться у пророка при его жизни и у тех, кто передает его знание после его смерти (Дарйабади). []
  4. Они должны основательно изучить религию и передать свои знания другим (Дарйабади). []
  5. Война порой бывает неизбежна, и если благочестивый имам зовет на нее, нужно следовать за ним. Но войну нельзя прославлять и делать самоцелью. Даже из числа боеспособных воинов некоторые должны остаться, чтобы заниматься учением; после возвращения участников похода опытные учителя должны вновь сориентировать воинов на нормальные интересы и религиозную жизнь. И учащие, и учащиеся в своем духе повиновения и дисциплины — воины (Йусуф ‘Али).
    В аяте 97 бедуины осуждаются за невежество в религиозных вопросах, которое совратило их в лицемерие. Здесь предлагается решение этой проблемы. Для этой цели не нужно, чтобы все разом покидали родину и шли в Медину за знаниями. Это должны делать лишь некоторые из каждого поселения, а потом возвращаться и передавать своему племени полученные знания. В те времена это была очень важная заповедь, благодаря которой укреплялась исламская община, потому что люди в большом числе примыкали к исламу, толком не поняв его.
    В начале исламского движения такая заповедь была не нужна. Каждый, принимавший ислам, делал это по зрелым размышлениям, потому что этот шаг влек за собой преследования. Когда исламское движение добилось успеха и стало пользоваться в стране влиянием, целые племена стали переходить в ислам. Но только немногим была ясна эта вера в деталях. Внешне это означало рост сил, но, поскольку эти люди были не в состоянии выполнять и нравственные обязанности мусульман, от них не только не было толка, но даже исходила опасность для исламской общины. Это проявилось во время подготовки похода на Табук. Поэтому здесь ниспослано Откровение о необходимых шагах ради сплочения исламской общины, чтобы оно отвечало ее численному росту.
    Здесь еще следует объяснить действительное значение слов «ли-йатафаккаху фи-д-дин», поскольку в последующее время они вызвали непонимание, отрицательно сказавшееся на исламском воспитании. Аллах хотел этими словами сказать мусульманам, какова цель воспитания: научить исламскому образу жизни и его системе, познакомить с сутью и духом ислама, чтобы человек был в состоянии различать исламское и неисламское мышление и поведение в любой области жизни. Позднее, когда исламский закон стали обозначать словом «фикх», из этого постепенно развилась наука о внешних формах (в отличие от духовного аспекта исламского закона). Поскольку слово «фикх» происходит от того же корня, что и «йатафаккаху» в этом аяте, возникло неверное понимание, будто кораническая заповедь относится к приобретению знания «фикха» в указанном смысле. Это, конечно, важно в системе ислама, но Коран этого не требует, это лишь второстепенная цель. Здесь нельзя перечислить всех зол, которые вызвало это непонимание в исламском обществе. Достаточно сказать, что из-за этого исламское воспитание было ограничено привитием внешних форм, без учета духа ислама. В конечном счете, целью жизни мусульман стал безжизненный формализм (Маудуди).
    Даххаб рассказал: «Когда пророк шел на войну, то ни одному мусульманину не разрешалось оставаться, если у него не было веских причин. Если же он посылал военную экспедицию, но сам в ней не участвовал, к ней мог присоединиться только тот, кто получал его разрешение. Если в отсутствие этих воинов пророку посылалось новое Откровение из Корана, он передавал его своим соратникам. Они же учили воинов по их возвращении» (Ибн Касир). []

Обсуждение закрыто.