5:87 Значение и смысл

О, верующие! Не запрещайте добрые вещи, которые разрешил Аллах[i] но не переступайте предел[ii] Поистине, Аллах не любит тех, кто нарушает (Его законы).

  1. Пищу, одежду и прочие дозволенные добрые вещи в жизни (Дарйабади).
    Большинство толкователей, включая Табари, Замахшари и Рази, объясняют выражение «ла тухарриму» (досл. «не запрещайте» или «не объявляйте запрещенным») в смысле «не исключайте себя из числа» и понимают его как указание на аскетические упражнения, прежде всего христианских священников и монахов (Асад).
    Эта заповедь Аллаха означает: 1) У вас нет полномочия объявлять определенные вещи разрешенными, а другие запрещенными, иначе вы будете следовать собственному законодательству вместо закона Аллаха. 2) Вы не должны вести аскетической жизни, как христианские, индуистские и буддийские монахи. Такая тенденция всегда присутствует у религиозных людей, потому что они надеются таким образом приблизиться к Аллаху. Здесь мусульман предупреждают не делать этого (Маудуди).
    Поскольку вы всего лишь люди и рабы Аллаха, вы не должны по своей вере брать на себя миссию Аллаха и задачи, которые принадлежат только Ему. Так, вам не пристало запрещать удовольствия, которые разрешил вам Аллах, или впадать в аскетизм и отказываться есть то, что Аллах дал вам как чистое и дозволенное. Ибо Аллах Тот, Кто одарил вас этим, и только Он может разрешать и запрещать (Кутб). []
  2. При добром и разрешенном вкушении чего-то неправильно будет превзойти меру. Простое воздержание или аскетизм — это не добродетель, даже если связанные с этим смирение и самоотверженность имеют свою ценность. В суре 5:85 христианских монахов хвалят за особые добродетели, но там же и в других местах монашество не одобряется. С благодарностью пользуйтесь дарами Аллаха; но излишеств и расточительности Он не любит (Йусуф ‘Али).
    Анас сообщает: однажды к жилищам жен пророка пришли три группы людей и осведомились о его богослужебных обрядах («ибадат»). Когда им перечислили их, им этого показалось мало. Они сказали: «Кто мы по сравнению с посланцем Аллаха, которому Он уже простил все прежние и будущие грехи?» А один сказал: «Я молюсь всю ночь». Другой добавил: «Я постоянно пощусь, не нарушая поста». Третий заявил: «А я держусь в стороне от женщин и никогда не женюсь». Тогда к ним вышел посланник Аллаха и сказал: «Вы сказали то-то и то-то. Но клянусь Аллахом, я тот, кто больше вас Его боится и уважает Его заповеди. И все же я иногда пощусь, а иногда нет. Я молюсь и сплю, и женюсь на женщинах. Кто удаляется от моего образа жизни («сунна»), тот не со мной» (Кутб).
    Добровольные обеты покаяния и воздержания не имеют смысла, если выходят за рамки откровения (Дарйабади).
    По мнению имама Куртуби, эти слова наглядно показывают, что нарушение заповедей Аллаха в обоих направлениях неверно. Аллах не хочет, чтобы мы, как монахи, отказывались от добрых вещей, которые Он нам разрешил, и не хочет, чтобы придавали слишком большое значение земным наслаждениям (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.