5:110 Значение и смысл

И Аллах скажет: «Иса, сын Марйам! Вспомни о Моей милости[i] к тебе и твоей матери, когда Я укрепил тебя Святым Духом[ii] когда ты в колыбели и в полном возрасте говорил людям[iii] когда Я учил тебя Писанию и мудрости[iv] и Торе, и Евангелию[v] Когда ты сделал из глины подобие птицы[vi] по дозволению Моему[vii] и вдохнул ему (жизнь), и оно стало птицей по дозволению Моему[viii] и когда ты исцелял слепых и прокаженных по дозволению Моему[ix], и когда ты возвращал к жизни мертвых[x] по дозволению Моему. И (вспомни время), когда Я удержал от тебя сынов Исраила[xi] когда ты пришел к ним с ясными доказательствами, а неверующие из них сказали: «Это явное чародейство»[xii]

  1. Во время Судного Дня у Исы (мир ему!) торжественно спросят, какие милости и благодеяния получил он от Аллаха, так что его сторонники устыдятся своей неблагодарности; они исказили его откровение, тогда как могли получить столько пользы от ее чистоты и духовной правды. Этот довод прослеживается до конца суры (Йусуф ‘Али).
    Эта речь будет направлена к Исе открыто, перед его сторонниками, которые возвели его в бога и молились ему; перед сторонниками, которые выдумали все истории вокруг него и его матери. Сначала ему напомнят о многих милостях Аллаха к нему и к его матери, а также чудеса, которыми наделил его Аллах, чтобы направить людей к вере. Сначала ему напомнят о помощи Святого Духа, когда в младенческом возрасте он говорил с людьми. Потом о снятии с его матери всех обвинений, связанных с его необычным рождением, а затем о его умении в зрелом возрасте говорить с людьми, призывая их к вере в Аллаха, о том, что его научили читать и дали способность мудро судить о всех делах. Аллах научил его Торе, которая уже была у сынов Исраила, и Евангелию, которое открыл Аллах. Ему также было дано творить некоторые чудеса, на что не был способен ни один человек, кроме как с изволения Аллаха (Кутб). []
  2. Ср. также суры 2:87 и 3:62 и примечания к ним (Йусуф ‘Али). []
  3. Ср. также суру 3:46 и примечания к ней (Йусуф ‘Али). []
  4. Ср. суру 3:48 (Йусуф ‘Али). []
  5. «И Торе, и Евангелию». Союз «и» в начале этого выражение подчеркивает факт, что как Тора, так и Евангелие содержались в переданном Исе откровении («аль-китаб»). Хотя Тора была более древним откровением, здесь сказано, что Иса (мир ему!) был обучен ему, потому что его пророческое служение основывалось на законе Мусы (мир ему!), который должен был только подтверждаться, но не упраздняться Евангелием (ср. Евангелие от Матфея 5, 17-19) (Асад). []
  6. Ср. также суру 3:49 и примечания к ней (Йусуф ‘Али). []
  7. Это значит, по воле Аллаха, а не по воле Исы (мир ему!) (Дарйабади). []
  8. Понятие «тайр» или «та’ир» используется в доисламском употреблении и в Коране в значении «судьба» (ср. например, суры 7:131; 27:47 и 36:19 или еще нагляднее суру 17:13). Примеры такого идиоматического использования понятий можно найти во всех серьезных словарях. Таким образом, указано на излюбленный Исой (мир ему!) жанр притчи, как он из «глины» (глубоко материалистической — прим. перев. ) жизни сынов Исраила создает для них образ духовного возвышения в будущем; эта перспектива будущего может быть осуществлена в их жизни через вдохновение от Аллаха, Его волю и их веру (Асад).
    Говорится ли здесь о притче или об одном из чудес Исы (мир ему!) — мы своим ограниченным человеческим знанием судить не можем (Прим. перев. ).
    Выражение «по произволению Моему» должно указывать на то, что Иса (мир ему!) не всегда обладал такой способностью, подобно обычным функциям тела; это чудо было сотворено только потому, что Аллах дал ему на это дозволение и силу (Аль-Манар). []
  9. Все эти чудеса делались за Ису, а не им самим (Дарйабади).
    Обрати внимание, что слова «по произволению Моему» повторяются при упоминании о каждом чуде, чтобы подчеркнуть, что делались не силой или волей Исы (мир ему!), а силой и волей Аллаха и с Его соизволения, потому что Он выше Исы (мир ему!) и всех прочих смертных (Йусуф ‘Али). []
  10. Ср. суру 3:49, а также переносное значение в суре 6:122 (Асад). []
  11. Задолго до попытки распять Ису иудеи стремились убить его: ср. Евангелие от Луки 4, 28-29. Их попытка распять его не удалась, ср. суру 4:157 (Йусуф ‘Али []
  12. Согласно Евангелию от Луки (11, 15), когда Иса (мир ему!) изгнал беса из одного человека, его упрекнули в том, что он изгнал его верховным бесом, то есть обвинили в черной магии. В Коране это чудо изгнания беса не упоминается, и нас не заставляют веровать в такого рода одержимость. Но Мусу, Ису (мир им!) и Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) обвиняли в магии и чародействе те, кто не хотел найти иного объяснения проявлениям власти Аллаха (Йусуф ‘Али).
    Какой же странный нрав у людей, идущих по неверному пути! Когда они видят в человеке действие высшей силы, они обожествляют его или унижают до колдуна, называя видимые через него чудеса просто магией (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.