4:43 Значение и смысл

О вы, которые уверовали! Не совершите молитвы, когда вы пьяны[i] и ждите, пока не будете понимать, что вы говорите[ii] или когда вы в состоянии осквернения[iii] пока вы не совершите предписанного омовения, кроме как будучи в пути. А если вы больны[iv] или в пути, или кто-нибудь из вас выходил по естественной нужде, или имел сношение с женщиной[v] и если вы не нашли воды (обмыться)[vi] сухим песком или чистой землей[vii] обтирайте ваши лица и руки. Аллах, поистине, -прощающий![viii]

  1. Это относится или к состоянию опьянения, или к состоянию вялости после сна и т. п. Возможно, речь идет и о том, и о другом. До запрещения опьяняющих средств было, по меньшей мере, неприлично принимать участие в молитве, находясь в подобном состоянии. Для молитвы необходима собранность, чтобы мы могли стоять пред ликом Аллаха с благоговением (Йусуф ‘Али). Здесь призыв к молитве связывается с упоминанием воскресения в предыдущих аятах, когда человек должен отвечать пред Господом за содеянное в земной жизни: ибо в молитве человек в течение своей земной жизни духовно стоит перед Аллахом, помня о своей ответственности перед своим Творцом. Что касается запрещения молиться «в состоянии опьянения», то некоторые комментаторы предполагают, что данное приказание составляло первую фазу полного запрещения потребления опьяняющих средств, а уже потом, вслед за этим, оно было отменено посредством заповеди о полном воздержании от опьяняющих средств (сура 5:90). Но не существует оправдания для предположения о том, что данный аят — «первый шаг», ставший, так сказать, излишним после полного запрещения. Действительно, Коран запрещает потреблять опьяняющие средства, причем в любое время, а не только во время молитвы, но поскольку «создан человек слабым» (4:28), то ошибочный шаг всегда возможен, и чтобы людям не совершать дополнительного греха и не молиться в состоянии опьянения, был ниспослан данный аят. Впрочем, выражение «в состоянии опьянения» («сукра») не ограничивается только пьянством, ибо понятие «сукр» охватывает любое состояние душевной неуравновешенности, которое мешает человеку полностью использовать свои интеллектуальные способности. Другими словами, выражение применимо и к временным нарушениям сознания, вызванного употреблением лекарств, к ощущению головокружения, к страсти, а также к так называемой «сонливости» — то есть к любому состоянию, в котором или нарушена или же отсутствует нормальная способность рассуждать. Поскольку Коран настаивает на том, что сознательность является обязательной составной частью любого действия, направленного на служение Аллаху, то молитва разрешена только в том случае, если человек полностью владеет своими душевными способностями и «знает, что говорит» (Асад). []
  2. По этой причине пророк учил, что каждый, кто чувствует себя до такой степени усталым и сонным, что во время молитвы постоянно дремлет, должен прекратить свою молитву и, прежде всего, выспаться (Маудуди). []
  3. В предыдущих аятах упомянуты действия, наносящие ущерб делу служения Аллаху или мешающие ему. Сюда относятся идолопоклонство, скупость или расточительность с целью привлечения к себе внимания других. Другое препятствие, особенно для молитвы — это состояние душевного расстройства. Третьей преградой является состояние ритуального осквернения (Сиддики). []
  4. Если в результате болезни приходится опасаться, что вода препятствует или отсрочит выздоровление (Дарйабади). []
  5. Совершил половой акт (Сиддики).
    По отношению к путникам данный текст включает и большое осквернение, требующее купания, и меньшее осквернение, требующее омовения. То же самое относится и к больному (Кутб). []
  6. Требуется самая безукоризненная чистота и гармония тела и души, особенно для молитвы. Но иногда происходит, что вода для омовения труднодоступна, особенно в засушливых районах Аравии. В таких случаях рекомендуется очищаться сухим песком или землей. Здесь упоминаются четыре подобных случая: последние два, если необходимы омовение или купание, и первые два в том случае, если воду трудно достать. Больной не может далеко идти в поисках воды, а путешественник не всегда может полностью оценить свое положение. Во всех трех случаях, если вода недоступна, очиститься можно сухим песком или землей. Подобный процесс называется Тайаммум (Йусуф ‘Али). []
  7. Здесь можно было бы задать вопрос: почему для очищения рекомендуется земля? После воды земля является наиболее доступной в мире. Далее, ее употребление напоминает человеку о его происхождении из земли и о его возвращении в землю. Кроме того, нанося ее на лицо и руки, человек касается корней своей гордости, что делает его смиренным (Сиддики). []
  8. Заповеди Аллаха не являются бременем. Он заповедал лишь то, что легко исполнимо (Дарйабади). Вы должны сделать все возможное, чтобы достичь физической чистоты, душевной гармонии и духовной величия. Но если ваши стремления не увенчаются полным успехом, то Аллах вам простит (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.