4:29 Значение и смысл

О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга недозволенным путем[i] если это только не торговля по взаимному согласию между вами[ii] И не убивайте самих себя[iii] Поистине, Аллах к вам милосерд!

  1. Буквально: «собственность пожрать обманом». Это относится ко всем видам обмена имуществом между людьми, которые Аллах не разрешает или запрещает, включая обман, п одкуп. спекуляцию, монополистические виды сделок, касающиеся жизненно важных товаров, посредством которых»вызвинчиваются цены», а также все виды запрещенной торговли и ростовщичество (Кутб) []
  2. «Взаимное согласие» означает, что деловые шаги должны предприниматься после заключения предварительного соглашения, а не посредством шантажа или обмана. Например, совершенно очевидно, что если речь идет о ростовщичестве или подкупе и если существует взаимная договоренность, деловой партнер, находящийся в тяжелом положении или стесненный обстоятельствами, вынужден к совершению подобных сделок. То же самое относится и ко всем сделкам, строящимся на обмане: обманутый на основе недоразумения соглашается, что речь идет о честной сделке. Если бы он знал, что будет обманут, тогда никакого соглашения не было бы (Маудуди). []
  3. В этом аяте заключен глубокий смысл. 1) Ваша совместная собственность является доверенным вам имуществом. Вы за него отвечаете, невзирая на то, принадлежит ли оно лично вам, обществу или людям. Неправедные будут растрачивать его. 2) В суре 2:188 можно найти аналогичное предупреждение об алчности. Чтобы ободрить нас, здесь сообщается, что наша собственность должна быть увеличена за счет торговли или ремесла, так же, как и в притче Евангелия от Матфея 25, 14-30, говорящей о том, что слуги, увеличившие имущество своего хозяина, были вознаграждены, а слуга, накапливающий его, был брошен во тьму. 3) Здесь нас предупреждают о том, что расточительность приводит к нашей собственной гибели («не убивайте, то есть не уничтожайте самих себя!»). Но здесь заключен и более общий смысл: мы должны бережно относиться к нашей жизни и к жизни наших близких. Мы не должны чинить насилия. Это было бы абсолютной противоположностью «торговле и ремеслам и доброй воле». 4) Насилие по отношению нашим близким особенно гнусно, ибо Аллах любит нас и все Свои творения, осыпая нас дарами (Йусуф ‘Али). Здесь также запрещается самоубийство в любой форме. Понятие «анфусакум» может также иметь значение «коллективного»; в этом случае перевод звучал бы: «Не убивайте друг друга». Жизнь верующего провозглашается такой же его неотъемлемой собственностью, как и его имущество в предыдущей части аята (Дарйабади).
    Повеление «Не убивайте самих себя» следует непосредственно за запрещением противозаконного обращения с имуществом. Это было ниспослано, чтобы указать на непосредственную связь между приобретением имущества обманным путем и угасанием жизни общества: это имеет такое же значение, как и убийство. Аллах запрещает это, ибо Он хочет оказать верующим милость и защитить их (Кутб).
    Преступное мышление, толкающее злодея к имущественным преступлениям, ведет его к совершению греха против жизни других людей, а в припадке сумасшествия — даже к покушению на свою собственную жизнь (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.