4:25 Значение и смысл

А если кто-либо из вас не обладает достатком, чтобы жениться на целомудренных верующих женщинах, то женитесь на верующих девах из числа ваших пленниц[i] Поистине, Аллах лучше знает, насколько вы веруете[ii] Вы все равны по происхождению от одного прародителя[iii] Так женитесь на них с дозволения их попечителей и давайте им достойный махр[iv] Пусть они будут вашими целомудренными женами, а не распутницами и тайными возлюбленными[v] И если они, ставши вашими женами, совершат прелюбодеяние, то их наказание равно половине наказания свободных жен[vi] Это разрешение дано тем из вас, кто опасается совершить прелюбодеяние. А если вы будете терпеливы, то это — лучше для вас[vii] Поистине, Аллах — прощающий, милосердный!

  1. Выражение «лам йастати’ тавлан» часто понимают как «он не может позволить себе» в финансовом смысле. Однако Мухаммад Абду весьма убедительно высказывает мнение, что это относится ко всем видам препятствующих обстоятельств — как материальных, так и личного или общественного характера.
    Это относится к военнопленным, захваченным во время джихада — ср. акт 24. «Ваши права» не означает, безусловно, что мы одни обладаем ими. Все военнопленные являются членами общества и в этом смысле они — «ваши». Женитьба на невольнице не должна проистекать из низменных порывов. Берегите свою веру и помните, что и женщина верующая. Она тоже принадлежит к человеческой семье, и ее положение, обусловленное обстоятельствами, не является данным раз и навсегда. Родив ребенка своему хозяину, рабыня получала свободу (самое позднее — после его смерти). Согласно истинному духу ислама, рабство в настоящее время преодолено, однако существуют ситуации, в которых свобода женщины (или мужчины) ограничена, так что данный принцип применяется и в таких случаях (Йусуф ‘Али). []
  2. Поскольку все люди, невзирая на свое «общественное положение», принадлежат к единой семье человечества и равны перед Аллахом (см. также суру 3:195), они различаются только силой и слабостью своей веры (Асад).
    Лишь Аллах знает, чья вера сильна, а чья слаба. Из этого становится ясным, что при определенных обстоятельствах рабыня может быть ближе Аллаху, нежели ее свободный муж. Это необходимо иметь в виду и не считать рабов и рабынь людьми низшего класса (Дарйабади). []
  3. См. также примечание 330 к суре 3:195. []
  4. Тех, кто владеет, Коран называет не «владельцами», а попечителями, и приданое определяется для женщины, а не для ее господина. Тем самым, приданое становится правом рабыни. По этой причине приданое исключается из основного правила, согласно которому ее заработок принадлежит ему. Приданое не является заработком — оно право, принадлежащее ей, поскольку она выходит замуж за какого-либо мужчину.
    Здесь указывается на необходимость уважения человеческого достоинства этих женщин, даже, когда они находятся в таком положении. В противоположность доисламским временам, когда рабы лишались своих прав и своего человеческого достоинства, здесь демонстрируются достижения исламского законодательства, ибо людям гарантируется человеческое достоинство (Кутб).
    Приданое рабыням необходимо выплачивать точно так же, как и свободным женщинам, честно, как это и предписывается, а не как бесчестное возмещение (Дарйабади). []
  5. Буквально: «… а не так, что возьмут тайных любовных друзей». Данное предложение ясно указывает, что сексуальные отношения с рабынями разрешаются лишь в рамках брака. В этом смысле между ними и свободными женщинами не существует никакой разницы. Так что наложницы исключаются (Асад). []
  6. Более шаткое общественное положение рабыни, очевидно, подвергает ее большим искушениям, нежели свободную женщину (Асад).
    Это относится к наказанию плетью. Если верующая рабыня совершит прелюбодеяние, то она получает половину наказания, предусматриваемого для незамужней свободной женщины. В отношении наказания незамужней рабыни ученые не были единого мнения: должно ли оно быть таким же, то есть равным половине наказания, предусмотренного для незамужних свободных женщин, входит ли это в компетенцию имама общины, или следует в этом случае принять чисто дисциплинарные меры, определяемые владельцем рабыни. Подробнее об этом можно прочитать в книгах Фикха (Кутб). []
  7. За исключением предупреждения о необходимости сдерживать свою сексуальность, Коран не рекомендует заключать браки с рабынями. Это делается, очевидно, с намерением предотвратить главную привлекательность рабства и побудить к его отмене (Сиддики).
    Аллах не хочет поставить своих рабов в тяжелое положение, не хочет навязать им бремя и подвергнуть их искушениям. Он стремится сохранить их честь и возвысить их в рамках природы людей, их потенциальных способностей и их действительных нужд. Таким образом, Аллах облегчает людям их путь (Кутб). []

Обсуждение закрыто.