4:15 Значение и смысл

А те из ваших жен, которые совершат мерзость(прелюбодеяние)[i] возьмите в свидетели против них четырех из вас[ii] И если они засвидетельствуют, то держите жен в домах, пока не упокоит их смерть или Аллах устроит для них иной путь[iii]

  1. Вначале грешные женщины изолировались обществом, если был доказан их бесстыдный поступок, а мужчин, совершивших развратные поступки, наказывали. Однако ни вид, ни мера наказания не определялись. Позднее было установлено одинаковое наказание за супружескую неверность и для женщин, и для мужчин, как это указано в суре «Ан Hyp» — наказание плетью и избиение камнями, как это установлено Сунной. Целью всех этих законов является защита общества от морального разложения. Так же, как и в остальных видах наказания, исламское законодательство опирается только на факты и стремится избежать ошибок, осознавая, что любое наказание в значительной мере влияет на человеческую жизнь (Кутб).
    Большинство комментаторов исходит из того, что это относится к супружеской неверности: в этом случае делают вывод, что наказание в более позднем аяте (сура 24:2) изменено на 100 ударов. Но я все-таки исхожу из того, что это относится к противоестественным действиям, совершаемым между женщинами, аналогично извращенным преступлениям, совершаемым мужчинами, как описано в суре 4:16. Я объясняю это следующим: 1) Здесь не предусматривается наказание для мужчин, что указывалось бы, если бы в преступлении принимал участие мужчина; 2) для обозначения преступления соучастника используется слово «аль-лати», представляющее собой женский род множественного числа от «аль-лати»; и 3) наказание является неопределенным, см. ниже (Йусуф ‘Али). []
  2. Для защиты чести женщины необходим более строгий способ доказательства, например, заявление четырех свидетелей — вместо обычных двух свидетелей. То же самое относится и к супружеской неверности (ср. суру 24:4) (Йусуф ‘Али).
    Здесь содержится обращение к авторитетным людям в исламской общине, а не только к мужьям или вообще гражданам (Дарйабади). []
  3. «Или Аллах устроит для них иной путь» — тем, что изменит их моральное поведение или отменит наказание. Это позволяет полагать, что данный приговор не может быть окончательным, это лишь приговор на определенное время и для определенных видов отношений, ибо следует ожидать новый, который будет постоянным и неизменным, что в действительности и произошло. Это изменение содержится в суре 24:2. Предписания, касающиеся доказательства преступления, остаются, правда, теми же (Кутб).
    Держите их, пока не будет предопределено точное приказание. Кто преступление отождествляет с супружеской неверностью, тот считает, что точное распоряжение (выход) означает и окончательный приговор посланника в соответствии с Посланием: в этом случае это наказание 100 ударами плетей, упоминающееся в суре 24:2. Если мы будем понимать преступление как противоестественный поступок, то мы сможем, исходя из того, что не существует точного распоряжения (выхода), полагать, что наказание соответствует указанному в следующем аяте. Оно, возможно, намеренно не определено точно, ибо это преступление исключительно постыдно, и не должно бы встречаться в здоровом обществе. Высшим наказанием являлось бы, разумеется, пожизненное заключение (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.