4:149 Значение и смысл

Если вы сделаете добро открыто или скроете его, или простите зло[i] то, поистине, Аллах — прощающий, всемогущий! [ii]

  1. Весьма похвально, если тот, кому была причинена несправедливость, подойдет к виновнику и простит его (Дарйабади). В данном аяте высказываются наивысшие этические учения. Мусульман учат вести себя добродетельно или, по крайней мере, продемонстрировать выдержку даже по отношению к провокациям. Когда был ниспослан этот аят, то лицемеры, иудеи и идолопоклонники воспротивились именно исламу — причем всеми средствами, бывшими у них в распоряжении, притесняя его последователей всеми мыслимыми способами. Поэтому было совершенно естественно, что мусульмане испытывали возмущение и ненависть. Аллах, видя такой наплыв эмоций, предупредил их, что Ему не нравится, когда им чинят несправедливость, и они имеют право выразить свое возмущение. Он учил их, что, будучи мусульманами, они и далее должны делать добро открыто и тайно или же должны, по крайней мере, воздержаться и не ответить злом на зло (Маудуди).
    Этой воспитательной мерой верующий и вся мусульманская община поднимается на еще одну ступень. Первый шаг состоял в учении о том, что Аллаху ненавистно нанесение зла, и Он разрешает тому, кому была нанесена несправедливость, требовать уважения своих прав, разоблачая несправедливость. Вторым шагом является требование ко всем делать добро, а потерпевшего призывают ответить на зло добром. Тем самым его душа возвышается, ибо желание прощения выше и чище желания мщения (Кутб). []
  2. «Кадир»: от корня «кадара», что значит не только могущество, способность и силу. Здесь получают свое выражение и две другие мысли, которые невозможно выразить одним-единственным словом. Имеются в виду действие и способность распознать истинное достоинство какого-либо человека или вещи, как, например, в суре 6:91, а также действие и способность управлять определенным фактическим состоянием так, чтобы это можно было бы связать с каким-нибудь другим (состоянием). «Оценка ценностных отношений» — это, по моему мнению, могло бы послужить квинтэссенцией этих тонких нюансов. Аллах может полностью рассчитать и оценить ценность наших добрых дел, невзирая на то, как мы их совершаем — открыто или тайно (Йусуф ‘Али). []

Обсуждение закрыто.