4:148 Значение и смысл

Не любит Аллах разглашения злословии[i] если не от того, кто несправедливо обижен[ii] Поистине, Аллах — слышащий, знающий! [iii]

  1. Зло может распространяться в обществе различными способами: 1. потребностью в сенсациях. Она нередко ведет к подражанию, рождая тем самым новое зло, как, например, преступные действия, прославляемые в фильмах или безответственно изображаемые в литературе; 2. посредством злостной клеветы или злонамеренного распространения слухов. Уже в этом содержится намерение причинения вреда хорошей репутации других людей или 3. нанесения им ущерба, что наказуемо в любой правовой системе; 4. открытым предупреждением или наказанием без какого бы то ни было злого умысла. Первый, второй и третий способ абсолютно запрещены. Четвертым может пользоваться лицо, обладающее авторитетом. В этом случае применимо правило исключения, поскольку любая погрешность и несправедливость должны быть исправлены, чтобы исключить их повторение. Четвертым способом может также пользоваться лицо, не занимающее ответственного поста, но действующее из чувства ответственности по отношению к общему добру или с целью помощи человеку, к которому была проявлена несправедливость или которому был нанесен ущерб. Если речь идет о любом другом мотиве, то это исключение из правила становится недопустимым. Четвертый способ оставляет человеку, которому была нанесена несправедливость, возможность открыто заявить о своем протесте — он имеет все права на гласное возмещение причиненного ущерба (Йусуф ‘Али).
    Общество является весьма чувствительной структурой, и потому любое общественное поведение должно это учитывать. Тот, кто неосторожно произнес какое-либо слово, не думает о его последствиях. А распространяя слухи, говорящий, может быть, имеет в виду совершенно определенного человека. Однако и то, и другое может губительно отразиться на общественном сознании, на общественной морали и стабильности (Кутб).
    Данный аят запрещает все формы злонамеренной клеветы и распространение слухов, а также высказывание и распространение заявлений, посредством которых другие могли бы быть разоблачены — даже несмотря на истинность их содержания, за исключением случаев, когда на то существует оправданная причина (Дарйабади).
    Некоторые комментаторы, включая и имама Рази, придерживаются мнения, согласно которому в данном аяте от мусульман требуют, чтобы они отказались от упоминания прежних слов и деяний кающихся грешников — невзирая на то, идет ли речь о лицемерах или же неверующих, как это указывается в предшествующем аяте (Сиддики). []
  2. В подобных обстоятельствах допускается назвать несправедливость ее настоящим именем, чтобы ликвидировать ее, уничтожить вражду и отразить зло. Несправедливость и несправедливых людей необходимо в обществе выявлять, чтобы оно могло защитить права потерпевшего, и чтобы несправедливый человек страшился последствий своих деяний и не вздумал их повторить (Кутб).
    Здесь также содержится мысль, что злонамеренное поведение по отношению к обществу должно быть как таковое выявлено, если этого требуют интересы потерпевшего — в данном случае общества (Асад). []
  3. Этими двумя именами Аллаха предупреждаются угнетатели и утешаются угнетенные. Угнетателю говорится, что вопль угнетенного, если он и натолкнется в этом мире на глухую стену, будет услышан Аллахом, который очень хорошо знает несправедливость, постигшую его. Угнетенного утешают тем, что он не будет разочарован, если постигшая его несправедливость не будет исправлена. Ибо Аллах слышит его жалобу, и Ему известны его муки (Сиддики). []

Обсуждение закрыто.