3:172 Значение и смысл

которые вняли Аллаху и посланнику, после того, как постигли их раны[i] Тем из них, которые делали добро и были богобоязненными, награда великая!

  1. Это те, которые были призваны посланником для того, чтобы на следующее утро после ожесточенной битвы еще раз вступить в борьбу. Они не только были тяжело ранены, но и с трудом избежали смерти. Они еще не могли забыть ужасов сражения и горя, ибо потеряли множество своих близких, после чего число их уменьшилось. Но они откликнулись на призыв посланника после его обращения к ним. Они последовали его призыву, поскольку это был призыв Аллаха, несмотря на то, что они были тяжело ранены и их постигло несчастье (Кутб).
    После осложнения при Ухуде люди сплотились вокруг посланника. Он был ранен, они также были ранены, но, несмотря на это, все были готовы бороться и далее. Абу Суфьян отступил вместе с жителями Мекки, но послал вызов посланнику и его армии, предложив через год вновь встретиться в Бадр ас-Сугра. Вызов был принят, и вооруженный отряд мусульман сдержал свое обещание, однако противник не появился. Они не только вернулись назад невредимыми, но и приобрели там блага, и благодаря тому, что к ним примкнули новые последователи, укрепили свое дело (Йусуф Али).
    Большинство комментаторов считает, что имеются в виду потери, которые мусульмане понесли при Ухуде. Но все же возможно, что смысл этого аята значительно глубже, тем более, что данный отрывок непосредственно связан с предшествующими аятами, которые в совершенно общей форме говорят о шахидах, погибших за дело Аллаха. Большинство классических комментаторов имеет тенденцию соотносить многие незначительные исторические события к аятам Корана. Аяты 172-175 являются подобным примером. Некоторые комментаторы считают, что эти аяты относятся к безуспешному походу в местечко Хамра Аль-Асад в день битвы при Ухуде, в то время как другие говорят, что здесь имеется в виду поход посланника в следующем году, известный как «малый Бадр» (Бадр ас-Сугра). Третьи же, в свою очередь, полагают, что аят 172 относится к первому, а аяты 173-175 к последнему событию. Принимая во внимание разногласия, а также вследствие отсутствия прямых указаний как в самом Коране, так и в подлинных преданиях, касающихся данных предположительных высказываний, можно сказать, что существует достаточная причина для вывода, согласно которому данный отрывок представляет собой до некоторой степени общий моральный итог исторических свидетельств о битве при Ухуде с соответствующими выводами (Асад). []

Обсуждение закрыто.