2:36 Значение и смысл

И заставил их сатана[i] споткнуться[ii] о него и вывел их оттуда, где они были. И Мы сказали: «Низвергнитесь[iii] будучи врагами[iv] друг другу! Для вас на земле место пребывания и пользование до времени «. [v]

  1. «Иблис» в 2:34 является силой зла, с призвуком отчаяния, разочарования и бунта. «Сатана» (шайтан) в этом аяте представляет собой силу зла, испорченности и вражды. Обратите внимание, как продуманно используются понятия в данном случае (Йусуф Али). []
  2. Заповедь Аллаха проистекает из того, что человек сделал. В арабском необходимо обратить внимание на переход от единственного числа в 2:33 в двойственное 2:35 (Адам и его жена), а затем к множественному числу в данном случае. Множественное число относится или ко всему человечеству, которое символизирует Адам, или к Адаму, его жене и шайтану. В Коране женщина не показана как лицо, ответственное за падение Адама, в отличие от Ветхого Завета. Более того, шайтан соблазняет обоих, предлагая им попробовать плоды запретного дерева (Сиддики).
    В данном предложении меняется способ речи — посредством перехода от двойственного числа к множественному. Это служит дальнейшим доказательством того, что уроки истории относятся ко всему человечеству в целом (Асад). []
  3. Слово «пасть» должно указывать на то, что зло постепенно передвигает человека с высшего на низший уровень (Йусуф Али). []
  4. «Врагами друг другу» — это предложение не значит, что одни люди являются врагами других людей, так как эта вражда не свойственна человеческому существу. Человеческая личность развивается посредством взаимодействия с другими, посредством совместной любви и чувства принадлежности к обществу. Если человек высказывает ненависть по отношению к другому человеку, то он со-вершает противное естественным свойствам своего характера. Извечная вражда существует все же лишь между человеком и шайтаном (сатаной) (Сиддики). []
  5. Если Адам с самого начала был предопределен стать наместником Аллаха на земле, то он должен был, таким образом, покинуть рай. Его падение должно было не только пробудить в человекеспящие в нем силы добра. Возможность поддаться искушению, сносить последствия какого-либо деяния, принести покаяние и познать врага — все это относится к опыту, неизбежному для его наместничества на земле.
    Аяты 30-36 образуют основу Исламской концепции человека и его отношения к окружающему миру. В соответствии с ней, человек первый раз выступает хозяином земли. Все на ней создано ради него. Он сам, таким образом, — наиболее ценное и наиболее важное творение. С другой стороны, человек является тем, кто играет на земле ведущую роль: он тот, кто открывает пути. Итак, человек сам является активной, динамической силой.
    Из этого проистекает резкое расхождение с материалистическим взглядом на мир, согласно которому человек формируется под воздействием окружающей среды и существующих «средств производства», ибо это унижает человека и отводит ему пассивную роль.
    Существенно различный взгляд на человека и его роль в мире, несомненно, являются причиной различных общественных форм, стремящихся к формированию у человека двух взглядов на мир. В Исламском обществе человек со всеми своими способностями, проистекающими от Аллаха, ценится весьма высоко. Человек как опорная сила полностью сознает свою невероятную ответственность перед окружающим миром, ценит доверенные ему средства и блага, сознательно пользуется ими и развивает прежде всего духовные ценности, моральные обязанности, веру и праведность в жизни, стремясь их поддерживать и сохранять. Слова «над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны» ставят эти ценности выше материальных благ, не уничижая и эти последние.
    В материалистическом обществе, однако, на Востоке или же на Западе, человека ценят — если вообще можно так выразиться — только по его способностям, которые могут быть обращены в наличные деньги. Его считают лишь продуктом своего окружения и «средством производства», важнейшая задача которого состоит в создании любой ценой как можно большего числа материальных благ, даже если это и приведет к появлению искусственных потребностей и искусственному использованию природы. Духовные ценности, будь то моральные обязанности, вера или честность, в материалистическом обществе не только не ценятся, но даже напротив: они попираются, а людей, стремящихся к их сохранению, устраняют или выставляют на посмеяние и поношение (Кутб). []

Обсуждение закрыто.