2:30 Значение и смысл

И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!»[i]

  1. Кажется, что ангелы, хотя они святы и чисты и получили от Аллаха определенные способности, являются лишь одной стороной творения. Мы должны их себе представлять без страсти и побуждений, как существ, чей самый благородный цветок есть любовь. Человек одарен органами чувств, которые могут возносить его до самых больших высот и низвергать в самые глубокие пропасти. Способность человека к свободному принятию решения, к свободному выбору должна быть подкреплена чувством того, что человек сам держит в руках руль своего жизненного корабля. Способность свободного принятия решений, согласно своей воле (если ею правильно пользоваться), в определенном смысле представляет собой власть над своей собственной судьбой и характером. Тем самым, человек приближается к божественному существу, обладающему наивысшей мощью и абсолютным решением.
    Мы можем принять, что у ангелов нет собственной независимой воли. Их совершенство в остальных областях отражает совершенство Аллаха. И все же оно не в состоянии поднять их до высокой степени наместничества Аллаха. Совершенный наместник или заместитель есть тот, который обладает способностью и правом собственного действия, хотя самостоятельная его работа все же постоянно отражает волю его повелителя. Вследствие своей односторонности ангелы видят лишь несчастья, возникающие вследствие злоупотребления человеком своей эмоциональной природы. Они могут видеть творение Аллаха в его целостности, дающее любовь и жаждущее ее. У них мы не можем отыскать даже тени зависти, потому что они лишены чувств. Поскольку тайна любви лежит за пределами их способности представления, то им сказано, что они «не ведают», и они признают (в 2:32) несовершенство своего знания (Йусуф Али).
    Выдвижением в качестве наместника Аллаха на земле человеку не только уделяется наивысшее место среди всех творений, но и тем самым доверяется неизмеримая задача, заключающаяся в том, чтобы сделать землю смиренной и покорной согласно с волей Аллаха, чтобы сделать ее всесторонне развитой, причем наилучшим образом (Кутб).
    Ангелы являются внеземными, бестелесными, действительными творениями, а отнюдь не представляют собой персонифицированные свойства или что-либо вымышленное. Они — надежные слуги Аллаха и Его посланцы, которым Он верит. Будучи чистыми духовными существами, они абсолютно свободны от греха и неподкупны. Согласно Исламскому пониманию, они столь же ясно отличаются как от «Аллаха», так и от людей. Исламу не известно что-либо наподобие «падших ангелов» или «униженных» божеств (Дарйабади). []

Обсуждение закрыто.