2:255 Значение и смысл

Аллах — нет божества, кроме Него, живого, сущего ;[i] не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит[ii] то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним[iii] иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них[iv] а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его[v] объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, — поистине, Он — высокий, великий!

  1. Это знаменитый аят о Престоле. Кто мог бы передать его совокупное значение или воспроизвести ритм столь неповторимых, тщательно отобранных, глубоких по смыслу предложений? Даже в арабском оригинале значение кажется большим, нежели то, которое можно выразить словами.
    Свойства Аллаха неизмеримо отличаются от всего, известного нам в этом мире, что нам следовало бы удовлетвориться уже тем, если мы хотя бы поняли, что можем называть Его только словом — «Он». Местоимение обозначает Его имя. Его именем — Господь, или Аллах — иногда злоупотребляют и используют для обозначения других существ или вещей. Но мы должны решительно отбросить любую мысль о том, что может существовать кто-либо еще, кто мог бы соперничать с Ним, ибо только Он — Истинный, Живой Господь. Он живет, но жизнь Его самосохраняемая и вечная: она не зависит от других существ и не ограничена ни временем, ни пространством. В арабском слове «каййум» заложено не только понятие самосохранения, но и мысль о «поддержании и сохранении совокупной жизни», ибо Его жизнь — источник и постоянная поддержка любой возникшей из этого источника формы жизни. Совершенная жизнь есть совершенная активность в противоположность несовершенной жизни, которую мы можем наблюдать вокруг и которая подвержена не только смерти, но и пониженной активности (нечто, что находится между активностью и сном, переведенное в данном случае словом «усталость») и потребности сна. Его активность и Его жизнь — совершенны и самосохранимы. С этим можно сравнить способ выражения в библейских псалмах 77:65: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином» (Йусуф Али).
    Каждое из указанных свойств Аллаха содержит один из основных столпов всего Исламского мировоззрения. «Единственность» Аллаха ведет к тому, что мы своими молитвами, своим послушанием и смирением обращаемся только к Нему одному и только от Него ожидаем помощи или избавления. Свойство «Живой» нельзя сравнивать с нашим понятием жизни. Ибо здесь подразумевается жизнь без начала и без конца, в противоположность жизни тварей, созданных Аллахом, начало и конец которых заранее предопределены.
    Из свойства «каййум», Вечный, Вседержитель, вытекает Исламское представление о том, что все возникает по воле и заповеди Аллаха. Таким образом, мусульманин своей душой и всей своей жизнью всегда остается связанным с Аллахом. К важнейшим свойствам Аллаха относится тотфакт, что Его никогда не одолевает усталость, а тем более сон. Когда мы осознаем факт, что все, чем мы обладаем, представляет собой лишь заем владельца, тогда нам проще будет обуздать жадность, скупость и нашу закоренелую борьбу за власть. Это представление побуждает человека к скромности, великодушию и щедрости и приводит его к тому, что сердце, как в хорошие, так и в плохие времена, всегда пребывает исполненным доверия и надежды.
    В свете того факта, что властвует лишь Он, представление о возможности поставить рядом с Аллахом сыновей или равноправных партнеров, мольбы которых Он выполняет, — немыслимо и абсурдно. Аллах есть Аллах, а тварь есть тварь. Понятия «Аллах» и «человек» остаются двумя понятиями, которые нельзя смешивать друг с другом. Тем не менее, отношение Аллаха к Своим рабам исполнено доброты, милосердия и любви (Кутб). []
  2. Существо Аллаха — Абсолютное Существо, в то время как все остальное — в противоположность Ему — обусловлено. Наши представления о небесах и земле исчезают, как тени. За тенью — Он. Реальность, которой обладают наше небо и наша земля, являются лишь отражением Его Абсолютной Реальности. Пантеист неправильно подчеркивает, когда говорит: «Все — это Он». Истина проявляется лучше, когда мы говорим: «Все принадлежит Ему» (Йусуф Али). []
  3. Сравни также суру 10:3 и соответствующие комментарии. Сравни предыдущую сноску. Как бы тогда какое-нибудь существо могло высказаться в пользу другого существа? Во-первых, они оба принадлежат Ему, и Он заботится и о том, и о другом. Во-вторых, оба они зависят от Его воли и заповеди. Однако в Своей мудрости Он может эти существа поместить на различных ступенях лестницы, а тому или иному в соответствии с установленными закономерностями и обязанностями даже позволить высказываться в пользу других. Знание Аллаха не ограничено пространством или временем (Йусуф Али). []
  4. 579 Его знание полное, всеохватывающее. Он знает и сокрытое, и очевидное. Он знает происходящее теперь, происходившее в прошлом, и то, что будет происходить в будущем (Дарйабади). Свойства Аллаха заключаются в том, что Он обладает обширным знанием о нас, людях, так что абсолютно ничто пред Ним не сокрыто. В этом Его отличие от нашего несовершенства. Если мусульманин будет иметь это в виду, то его преданность своему Творцу станет еще глубже. Аллах разрешает людям ровно настолько проникать в Его тайны, насколько им потребуется для того, чтобы сделать свое земное бытие более или менее полноценным. Но, несмотря на это, то знание Аллаха, которое скрыто от людей, имеет огромные размеры (Кутб). []
  5. Трон (Престол) — это значит место пребывания, мощь, знание, символ могущества властелина. Наше мышление исчерпывается нашими словами «небо и земля». Однако, во всем видно действие Аллаха, Его сила, Его воля, Его могущество Властелина. Это в одинаковой степени включает как духовное, так и все видимое (Йусуф Али). []

Обсуждение закрыто.