2:251 Значение и смысл

И обратили они их в бегство с соизволения Аллаха, и убил Дауд[i] Джалута, и даровал ему Аллах власть и мудрость, и научил тому, что Ему было угодно[ii]. И если бы не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля[iii] но Аллах — обладатель благости для миров!

  1. Дауд (мир ему!) (1013-973 до н. э. ). См. Ветхий Завет, 1-я книга Царств 17, 49-52 (Дарйабади). []
  2. Здесь целый рассказ передан несколькими словами, а уроки, которые можно из него извлечь, рассматривают с нескольких точек зрения. Ветхий Завет сообщает о многих подробностях, в то время как об общей истине говорится мало. Дауд (мир ему!) был самым обычным юношей, без оружия и доспехов. Даже в лагере иудеев он был почти никому не известен, а Джалут насмехался над ним. Даже его собственный старший брат укорял Дауда (мир ему!) за то, что он оставил своих овец, ибо, если смотреть на вещи упрощенно, он был просто бедным пастухом. Но вера превратила его в достойного противника войскам филистимлян. Когда Саул предложил ему свое собственное оружие и доспехи, юный герой отказался, так как не умел обращаться с ними, в то время как своей пращей умел хорошо пользоваться. Дауд (мир ему!) нашел пять камней и пустил их своей пращей настолько ловко, что сбросил Джалута на землю. А затем поднял его собственный меч и убил его им. Это настолько испугало армию филистимлян, что она обратилась в бегство, а затем, преследуемая, была уничтожена.
    Наряду с важнейшим уроком, заключающимся в том, что наша обязанность — если мы хотим сохранить нашу веру и себя как народ — состоит в храброй и стойкой борьбе, рассказ о Дауде (мир ему!) содержит и такие мысли: 1) число не имеет значения, важна вера, решимость и благословение Аллаха; 2) рост и сила незначительны в сравнении с истинностью, храбростью и тщательным планированием; 3) герой пользуется своим собственным оружием, тем, которое в определенное время и в определенном месте ему доступно, невзирая на насмешки людей; 4) когда Аллах с нами, оружие врагов может стать средством их собственного уничтожения; 5) сила характера преодолевает все опасности и вливает храбрость в колеблющихся друзей; 6) чистая вера приносит награду от Аллаха, которая проявляется в различных формах; для Дауда (мир ему!) это было царское могущество, мудрость и другие дары, поскольку Дауд (мир ему!) был не только пастухом, ратником, царем, мудрецом и посланником, но и был одарен талантом в области поэзии и музыки (Йусуф Али) []
  3. Дауд (мир ему!), маленький мальчик из народа иудейского, был избран Аллахом для того, чтобы принести гибель тирану Джалуту. Этим Аллах показал людям, что по Его воле вершится то, что кажется совершенно невозможным — в данном случае победа юного Дауда (мир ему!) над исполином Джалутом, или, вообще говоря, победа над сильными властителями. На основании этого рассказа становится понятным, что злу Аллах всегда противопоставляет добро, заботясь, таким образом, о том, чтобы мир не распался полностью (Кутб).
    Здесь немногочисленными словами нам объясняется Исламская концепция истории. Ни один народ, ни одна раса и ни одна группа людей не могут вечно управлять другими народами. Власть постоянно переходит из одних рук в другие, чтобы обладатели ее могли доказать, достойны ли они ее. Они некоторое время держат бразды правления в своих руках, но когда их творческие способности иссякнут, и они превратятся в тиранов, тогда власть у них отнимается и передается другому народу. По сути дела, великим благом от Аллаха является то, что Он сделал мощь властелина для каждого народа преходящей, а не постоянной и вечной привилегией.
    Если бы это было не так, тогда земля стала бы рассадником коррупции и угнетения. Концепция взлета и падения народа объясняет и роль джихада в Исламе. Людям ясно говорится: любое усилие, направленное на устранение от власти людей, подверженных коррупции, и замену их богобоязненными, имеет духовный аспект и влечет за собой награду от Аллаха (Сиддики).
    См. также суру 22:40 (Асад). []

Обсуждение закрыто.