2:191 Значение и смысл

И убивайте их (врагов, которые начали сражение против вас), где встретите, и изгоняйте их[i] оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн (к заблуждению и неверию)[ii] — хуже, чем убиение!И не сражайтесь с ними у запретной мечети[iii] пока они не станут сражаться там с вами. Если же они будут сражаться с вами, то убивайте их: таково воздаяние неверных![iv]

  1. С учетом предыдущего аята предложение «И убивайте их, где встретите» относится лишь к боевым действиям в ходе сражения. Критики, не склонные к Исламу, совершили крупную ошибку, когда истолковали этот аят как оправдание убийства подряд всех неверных (Сиддики).
    Вообще можно сказать, что Ислам есть религия мира, доброй воли и взаимопонимания. Но он не может молча смотреть на несправедливость, а его последователи мало ценят свою жизнь в сравнении с честностью, справедливостью и религией, являющейся для них священной. Их идеал — активная, последовательная добродетель, связанная с мягкостью и нежностью, которыми была отмечена жизнь посланника. Они веруют в храбрость, непосредственное послушание, дисциплину, исполнение обязанностей и постоянное стремление к этому всеми средствами, находящимися в их распоряжении. Они знают, что ведение войны — нечто ужасное, но они не станут колебаться, если возникнет потребность обороняться. Война не имеет ничего общего с их религией, но если она вспыхнет, то в соответствии с религиозными предписаниями и во имя сохранения человеческого достоинства она ведется в определенных границах (Йусуф Али). []
  2. Слово «фитна» наряду с «искушением» и «безбожием» имеет еще и значение «предательства», «неверности», «намеренного преследования мусульман», «агрессии» и т. д. Все это приводит к гораздо большему ущербу и более серьезным последствиям, нежели война. Для устранения этого большего зла Ислам разрешает и даже иногда предписывает ведение борьбы (Дарйабади). []
  3. Здесь имеется в виду борьба в окрестностях Мекки, так как во время провозглашения этого аята священный город еще находился в руках арабов-язычников, которые не позволяли мусульманам совершать паломничество (Сиддики). []
  4. Это значит — против преследующих веру, как в узком, так и в широком смысле слова. Если они пытались силой отвратить мусульман от совершения религиозных обязанностей, то тем самым объявляли религии войну. Было бы трусостью не обращать внимания на этот вызов и не искоренять этот вид преследования (Йусуф Али). []

Обсуждение закрыто.