2:102 Значение и смысл

И они[i] последовали за тем, что читали шайтаны[ii] в царство Сулеймана. [iii] Сулейман не был неверным, но шайтаны были неверными, [iv] обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту. [v] Но они оба не обучали никого, пока не говорили: «Мы — искушение, не будь же неверным!» И те научились от них, чем разлучать мужа от жены, — но они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тот, кто приобретал это, — нет ему доли в будущей жизни. Плохо то, что они покупали за свои души, — если бы они это знали!

  1. Здесь имеется продолжение доказательства фактов, относящихся к аяту 101. Вместо того, чтобы придерживаться ясных Писаний о Посланиях и пытаться поступать согласно воле Господа, люди, получившие ранее святые Послания, стремились к оккультным знаниям, а они, зачастую, были ложными и злыми. Множество фантастических сведений об оккультной мощи относилось к Сулейману, который, однако, никогда не занимался злым колдовством (Йусуф Али). []
  2. Буквально: сатана (шайтан) — в смысле злых духов. Речь, однако, может идти здесь и о скрытом намеке на исторических деятелей, восставших против власти Сулеймана (см. Ветхий Завет, Третья книга Царств 12, 15 и 14, 2-18), как, например, на Иеровоама, бунтовщика, и Ахию с его сонмом бунтовщиков и безбожных колдунов (Дарйабади). []
  3. В черной магии, колдовстве и гадании. Иудеев во времена пророков упрекали в том, что они хорошо разбирались в самых разнообразных сатанинских вещах и подменяли духовные истины, религиозное знание и религиозность оккультными знаниями (Дарйабади). []
  4. Царь Сулейман (973-933 до н. э. ), согласно Исламскому пониманию, был посланником Аллаха и потому в противоположность библейским рассказам (см. Ветхий Завет, Третья книга Царств 11, 1- 10) не считается идолопоклонником (Сидддики). []
  5. Кем были Харут и Марут? Наиболее приемлемым мне представляется объяснение, данное тафсиром Хаккани и Байдави, а его придерживается также «Тафсир Кабир». Согласно им, слово «ангел», относящееся в данном случае к Харуту и Маруту, необходимо понимать в переносном значении. Оно значит «человека, обладающего большой добротой, ученостью, мудростью и силой». Вавилонв античном мире был центром науки, особенно астрономии. Поскольку оба они имели благородный характер, естественно, они не занимались каким-то злым колдовством, а обман и хитрость были им чужды. Но если злые люди овладевают знанием и силой, то они могут их употребить во зло. Люди, подверженные злым влияниям, научились какой-то части истинного знания, но злоупотребили им. Харут и Марут не скрывали своих знаний, но перед тем как обучать кого-либо, они обя-зательно предупреждали того человека, какую опасность и искушение может представлять это знание в руках людей злонамеренных. Знание действительно являет собой напасть и искушение, и поскольку Аллах наделил человека свободной волей, он должен самостоятельно решить, в каких целях необходимо употребить это знание. То, чему злонамеренные люди научились у Харута и Марута, было использовано с недобрыми намерениями. Знания, пронизанные обманом, привели к появлению проклятий, магических формул и любовных напитков, которые вносили раздор между полами. Их сила, разумеется, не могла перешагнуть определенные границы, установленные Аллахом, поскольку Его милость хранит всех тех, кто ищет защиты у Него. Однако, помимо вреда, на-носимого другим, эти знания вредили, в первую очередь, и им самим, поскольку они, подобно Фаусту Гете, продали свои души шайтанам. Это относится не только к отдельным людям, но и к обществам (Йусуф Али).
    Некоторые ученые из поколения позднее посланников, например, Аль-Хасан Аль-Басри, вместо «малакаин» (оба ангела) читали «маликаин» (оба царя). Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что их необходимо понимать в переносном значении, причем прочтение здесь не столь важно. Необходимо также указать на то, что не имеет никакого значения, истинны ли «магические» феномены или же представляют собой самообман. Мало того, необходимо указать, что любая попытка повлиять на ход событий средствами, которые хотя бы в представлении того, кто отвечает за них, «сверхъестественны» — является спиритуальным преступлением и неизбежно приводит к серьезным душевным расстройствам (Асад). []

Обсуждение закрыто.