2:1 Значение и смысл

Алиф, лам, мим![i]

  1. Буквы А, Л, М (по-арабски алиф, лам, мим) находятся в начале шести сур: 2, 3, 29, 30, 31, 32. Суры 2 и 3 рассказывают о подъеме и падении народов, об их историческом прошлом и будущем. Они задуманы как чтение, предназначенное для новых последователей Ислама во всем мире. В суре 29 подобное доказательство в связи с народом переходит в мистерию о жизни и смерти, поражении и триумфе, прошедшем и будущем течении жизни отдельных людей. Сура 30 говорит, что Аллах является источником происхождения всего сущего и что все возвращается к Нему. Суры 31 и 32 учат нас, что Аллах — Творец, а в День Суда будет Судьею. Итак, все эти суры объединяет общее размышление — о тайне жизни и смерти, о начале и конце. О значении этих букв написано многое, но, тем не менее, большая часть написанного представляет собой всего лишь догадки. Некоторые комментаторы удовлетворяются тем, что просто считают их сокровенными символами, о которых бесполезно рассуждать с помощью средств словесной логики. В настоящей вере мы воспринимаем символы как таковые, их эзотерическое значение становится ясным через просветление, когда мы готовы к нему в нашем внутреннем сознании. Что касается догадок, то речь здесь идет о двух убедительных теориях: согласно одной, любая начальная буква обозначает одно свойство Аллаха. Нетрудно из всех свойств выбрать три, которые соответствовали бы этим буквам. Вторая теория, отстаиваемая Байдави, говорит, что эти буквы символизируют начальную, конечную и срединную (или вновь начальную) букву трех имен: Аллах, Джабарил и Мухаммад. Это означает следующее: Господь (Аллах) является источником Откровения, Джабраил — небесный глашатай, передающий его, а Мухаммад — земной пророк, через посредство которого они выражены человеческим языком. Это может соответствовать истине, если принять во внимание первую суру (поскольку «Аль-Бакара» является первой сурой, если рассматривать «Аль-Фатиху» как введение). И все же, если эти буквы находятся также и перед другими сурами, почему же только перед этими шестью?
    Если рассматривать суть звуков, заключающихся в данных буквах, тогда окажется, что «а» — аспират, производимый гортанью, «л» — звук, производимый языком — небом — зубами, выходящий из середины рта, а «м» — лабиальный, или губной, звук. Может быть, именно поэтому их следовало бы считать символами начала, середины и конца? А если мы так и сделаем, то не место ли им как раз в тех сурах, которые совершенно определенно занимаются вопросами жизни, созревания и смерти — начала и конца? В греческой обработке Нового Завета стоит первая и последняя буква греческого алфавита, альфа и омега, как символы начала и конца. Они отражают одно из свойств Бога: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь, — который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откровение Иоанна 1, 8). Все мнения свелись к тому, что только Аллах знает точное значение этих букв (алиф, лам, мим) (Йусуф Али, Аль-Муката’ат). []

Обсуждение закрыто.