11:7 Значение и смысл

Он создал небеса и землю в шесть дней[i] а Его Трон[ii] на воде[iii] чтобы Ему испытывать вас, кто лучше по деяниям[iv] И[v] если ты скажешь: «Поистине, вы будете воскрешены после смерти», тогда неверные обязательно скажут: «Это всего лишь явное колдовство (вводящее в заблуждение)». [vi]

  1. Ср. суру 7:54 (Йусуф ‘Али).
    О сотворении неба и земли сказано в суре 10:3. Здесь это упоминается еще раз, чтобы показать связь между порядком, на котором основана Вселенная, и порядком человеческой жизни (Кутб). []
  2. Трон Его славы и величия, т. е. Его владычество и власть (Дарйабади). []
  3. Материалом творения в потустороннем царстве Аллаха была только вода, до и во время сотворения Аллахом неба и земли; вода, о которой Аллах в суре 21:30 говорит как об основе всякой жизни (Аль-Манар).
    С научной точки зрения будет правильно сказать, что вся жизнь вышла из воды. Такое суждение есть и в Коране (21:30). Трон власти Аллаха, стоящий на воде, метафорически обозначает Его господство над всем сущим. Форма прошедшего времени «был» относится к тому периоду, когда жизнь еще не развилась в устойчивых формах (Йусуф ‘Али). Символическое упоминание «Трона Его могущества, который покоится на воде» указывает на развитие всего живого из воды, что было угодно Аллаху и что нынче подтверждается исследованиями биологов. Такое понимание подтверждается и упоминанием «живых существ» в предыдущем аяте. В своем переводе я добавил придаточное предложение: «когда Он решил сотворить жизнь», причем в согласии с толкованием этого аята Рашидом Ридой (Асад). []
  4. 25 Творение, которое мы видим вокруг, не является бессмысленной игрой или капризом какого-то божества. Оно есть средство для развития нашей духовной жизни в пределах свободной воли, которая нам дана. Жизнь для нас — время испытания (Йусуф ‘Али).
    Это объясняет смысл творения. Аллах создал небо и землю, чтобы дать человеку возможность для жизни, и Он создал людей, чтобы испытать их, передав им Свое наместничество на земле, и призывает их к ответу за то, как они пользовались им. Без такой цели творение было бы бессмысленным и бесполезным (Маудуди). []
  5. Выражение «ла’ин» (доел, «поистине, если… «), которое употребляется здесь и в трех следующих аятах, подчеркивает типичность ситуации, к которой оно относится (Асад). []
  6. Неверные, которые не верят в будущую жизнь, считают любое упоминание о жизни после смерти мистической болтовней, не имеющей основания в действительности. Но тем они показывают как раз собственное невежество (Йусуф ‘Али).
    Говоря так, неверные считают, что пророк пользуется Кораном, чтобы подчинить их себе и смутить их разум, в частности, утверждением о воскресении Аллахом живых творений после смерти (Аль-Манар).
    Неверные говорят это из упрямства и думают: «Мы не верим, что будет воскресение. Никто не мог этого утверждать, кроме одного, которого ты так одурачил, что он слепо повинуется тебе» (Ибн Касир).
    Слово «сихр», обычно переводимое как «магия» или «колдовство», означает в первую очередь «переводить что-то из нормального состояния в другое состояние». То есть имеется в виду любое действие, которое представляет реальным нечто ложное или нереальное. Поскольку же высказывание Корана: «вы будете после смерти воскрешены» не является «действием» в собственном смысле слова, было бы нелогично называть его «колдовством», даже если так утверждают люди, которые в это не верят. С другой стороны, они с презрением отметают его как «введение в заблуждение» ради того, чтобы не дать другим наслаждаться земной жизнью или наоборот — чтобы бедные и несчастные смирились со своей земной участью. Это и обозначает слово «сихр» в данном контексте. Ср. суру 10:2 (Асад). []

Обсуждение закрыто.