11:46 Значение и смысл

Он сказал: «О Нух! Он не из твоей семьи[i] Деяния сына неправедны[ii] Не проси Меня о том, о чем у тебя нет знания[iii] Вразумляю тебя, чтобы ты не был в числе неведающих!»[iv]

  1. См. выше аят 40. Как все посланники Аллаха, Нух (мир ему!) был добросердным. Но здесь ему говорят, что со злом не может быть компромиссов. Нух принимает это наставление. Кстати, жена Нуха была неверующей (ср. суру 66:10) и разделила участь неверных (Йусуф ‘Али).
    Аллах ответил на просьбу Нуха словом Истины, которая была скрыта от него, а именно: семья («ахл») — это не кровное родство, а религиозная община. Поскольку же этот сын был неверующим, он никак не мог быть членом семьи благочестивого пророка. В этом ответе содержится вразумление, порицание, даже угроза (Кутб). []
  2. Это одна из великих истин этой религии — Истина единства в вере, которое теснее связывает индивидуумов, чем любая другая связь, даже кровное родство. Этих уз между Нухом (мир ему!) и его сыном уже не было, хотя он был его плотью и кровью (Кутб).
    Некоторые толкователи относят слова «иннаху ‘амал гаири салих» к молитве Нуха о своем сыне и видят в них упрек Аллаха, который следует перевести так: «Поистине, эта молитва есть несправедливость (с твоей стороны)». Другие же, как Замахшари, отвергают такую интерпретацию и относят эти слова к сыну: ‘Поистине, его поступок был неправедным». Мне кажется, что это лучше согласуется со словами: «он не из твоей семьи», т. е. духом, потому что он был с теми, кто отвергает Истину, и хотел с Ними оставаться (Асад).
    Если какая-то часть тела так больна, что хирург принимает решение удалить ее, чтобы спасти все тело, тогда он может не слушать больного, который просит не делать этого. Это не значит, что эта часть никогда не принадлежала телу; поскольку же она перестала функционировать как часть или орган тела, она больше не является здоровым органом. Когда в этом смысле пророку говорится: «Твой сын не принадлежит к твоей семье», то тем самым не отрицается, что он был его единокровным сыном, а лишь значит: он не заслуживает отношения к себе как к члену праведного семейства, потому что он нравственно испорчен. В этом споре речь идет не о членах разных семей, а единственно о праведных и нечестивых (Аль-Манар). []
  3. Не проси за кого-то, веры которого ты не знаешь (Дарйабади).
    Знания глубоких тайн Аллаха в Его решениях и окончательной судьбы всякого человека в будущей жизни. Ответы на вопросы «почему?» или «как?» находятся в сфере, недоступной человеческому восприятию («аль-гаиб») (Асад). []
  4. Чтобы ты не был в числе неведающих, которые просят Аллаха изменить решение по своему разумению (Асад).
    Это не должно значить, что вера Нуха (мир ему!) была слаба, как у неведающих. Как и все пророки, Нух был человек и поэтому любил своих детей, что является обычным человеческим чувством. Поэтому он просил Аллаха спасти его сына от потопа. Аллах вразумил его, что твердость характера требует от пророка, чтобы он не просил таких невозможных вещей для своих родственников. Поэтому он после вразумления сразу понял, что унизил свое высокое достоинство пророка до уровня обычного отца, причем в силу своей слабости. Он осознал свою ошибку и стал вести себя сообразно с высокой честью и попросил у Аллаха прощения (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.