11:114 Значение и смысл

И совершай молитву[i] в начале и в конце дня[ii] и в первые часы ночи[iii] Поистине, добрые дела устраняют дурные![iv] Это наставление [v] тем, кто помнит (Аллаха).

  1. Особое упоминание молитвы в этом увещевании имеет свою причину. Молитва — вершина всего поклонения Аллаху и постоянное хранение веры. Правильно совершенная, она помогает в других делах (Аль-Манар).
    Аллах знает, что молитва — неистощимый запас в пути, который укрепляет душу. Молитва помогает сердцу держаться правды. Она соединяет сердца с милосердным, любящим Аллахом, который рядом? и слышит молитвы? и дает сердцу в одиночестве ощутить Его близость (Кутб). []
  2. «Тарфай ан-нохор» (обе границы дня): утро и послеполуденное время. Утренняя молитва, «фаджр», после рассвета, но до восхода солнца. Мы встаем рано и начинаем день с мыслей об Аллахе и нашем долге по отношению к Нему. Полуденная молитва («зухр») в начале второй половины дня совершается среди наших ежедневных дел. И тогда мы вновь вспоминаем об Аллахе (Йусуф ‘Али).
    По Ибн ‘Аббасу, это молитвы «субх» и «магриб» (утренняя и вечерняя). Согласно Катаде, Даххаку и другим, это молитвы «субх» и «‘аср» (утренняя и послеполуденная) (Ибн Касир). []
  3. По Катаду и Даххаку, это молитвы «магриб» и «иша» (вечерняя и ночная) (Ибн Касир).
    В этом аяте упомянуты две молитвы — в начале и в конце дня — и молитвы в первые часы ночи. Здесь указано время молитвы, но не дано число молитв. Из суммы получаем общее их число и время их совершения (Кутб).
    Когда приближается ночь. «Зулафун» (мн. ч. ) и «зулфа» дословно значит «приближение». Поскольку арабский язык, как греческий, имеет дополнительно к множественному еще и двойственное число, а здесь использовано множественное, разумно предположить, что имеются в виду, по меньшей мере, три «приближения ночи». Одним из них можно считать послеполуденную молитву («аср»), вторым — «магриб», молитву после захода солнца, а третьим — «иша», молитва при наступлении темноты, когда мы, отходя ко сну, вручаем себя Аллаху. Это (вместе с «фаджр» и «зухр») все пять предписанных молитв ислама.
    Здесь названы обязательные молитвы без уточнения их формы или точного времени совершения, о которых подробно сказано в сунне (обычай пророка Мухаммада). Поскольку этот аят подчеркивает чрезвычайно большое значение молитвы, можно с уверенностью предположить, что он говорит не только об этих пяти обязательных молитвах, но и о поминании Аллаха в каждый момент сознательной жизни (Асад). []
  4. «Добрые дела»: в этой связи имеются в виду, прежде всего, молитва и поминание Аллаха, но также и добрые мысли, слова и поступки. С их помощью мы устраняемся от зла, будь то в прошлом, настоящем или будущем (Йусуф ‘Али).
    Они уничтожают зло (Дарйабади).
    Добрые дела очищают всякое дело и способствуют его успеху. Все, что оказывало на него плохое влияние, стирается (Аль-Манар).
    В одном из хадисов имама Ахмада сообщается о совете, который дал посланник Аллаха Му’азу: «О Му’аз, пусть у тебя за злым поступком следует добрый, чтобы уничтожить злой добрым. А в общении с людьми придерживайся благонравия» (Ибн Касир). []
  5. Это наставление руководится добродетелью (Дарйабади). []

Обсуждение закрыто.