10:8 Значение и смысл

те будут пребывать в огне за то, что сами приготовили для себя[i]

  1. Если прежние аргументы в пользу воскресения после смерти были основаны на рациональных соображениях, то здесь — опытное знание. О чем здесь сказано намеком, в других местах Корана трактуется подробно. Люди не могут ни индивидуально, ни коллективно занять по отношению к жизни правильную позицию, если не усвоят учения об ответственности перед Аллахом. Это подтверждается большим опытом. И все же есть люди, отвергающие жизнь после смерти и обосновывающие нравственную философию атеизмом или материализмом, но тем не менее, как кажется, соблюдающие высокие нравственные нормы и удаляющиеся от зла. Но если взять основу какой-нибудь материалистической философии, то будет видно, что у нее нет серьезного основания для этики и практической нравственности. В ней нет никакой причины для пробуждения в людях таких свойств, как честность, надежность, справедливость, сочувствие, великодушие, жертвенность, симпатия, самоконтроль, чистота, ответственность и проч. Единственная альтернатива учению о единственности Аллаха и ответственности людей в будущей жизни — это утилитаризм, который может стать основой практической нравственной системы. Но побуждающая сила утилитаризма явно очень ограничена, ибо она не в состоянии привести человека к чему-то большему, чем мышлению категориями простой выгоды. Кто думает так, будет считать добродетель добродетелью только пока она будет полезна ему, его семье, обществу и т. п. ; но он отвергнет ее, если увидит, что она вредит его прямым целям. Поэтому утилитарист не верит в абсолютные этические ценности, а пользуется истиной и ложью, верностью и предательством, справедливостью и несправедливостью в зависимости от ситуации и только в своих целях.
    Если же все-таки среди тех, кто не верует в Аллаха и жизнь после смерти, есть люди, верующие в абсолютные этические ценности, то такое убеждение проистекает не из утилитаризма, а из скрытого религиозного влияния, которого человек в себе не осознает (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.