10:68 Значение и смысл

Они говорят: «Аллах взял себе сына». [i] Хвала Ему! [ii]! Он Сам Себе достаточен. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле[iii] У вас нет никакого доказательства этому![iv] Говорите ли об Аллахе, чего не знаете?[v]

  1. Это относится не только к Иисусу, но и вообще к «сынам Аллаха» у многобожников. Учение о богосыновстве вовсе не специфически христианское. Мифология и богословие политеистов полны таких представлений, и религия доисламских арабов не была здесь исключением (Дарйабади). []
  2. Ср. суру 2:116, примечание 203 (Асад).
    Это выражение часто используется для выражения удивления чем-то необъяснимым. Дословно оно значит: «Аллах чист и выше всякого несовершенства». Здесь имеются в виду оба значения (Маудуди). []
  3. Сын может быть рожденным или усыновленным. В первом случае Аллаха представлять себе надо так: Он смертен и, как все другие, нуждается в подруге, чтобы иметь наследника. Во втором случае надо предположить, что Аллаху нужен сын, который наследует Его царство, чтобы исправить недостаток Его бездетности. Или же, что у Него, как у людей, есть отцовский инстинкт, и поэтому из миллиона рабов Он избирает сына. Как бы то ни было, но это учение основано на представлении, будто у Аллаха есть недостатки, слабости и потребности. Все это Коран отвергает, говоря: «Аллах не имеет недостатков, Он независим и не имеет слабостей». Он Сам говорит, что все существа на небе и на земле принадлежат Ему, что у Него нет ни к кому такого отношения, чтобы его можно было назвать Его сыном. Хотя Аллах некоторых из Своих рабов любит больше других, это не значит, что они возвышаются до Его «помощников». Самое большее, чего человек может достичь, — это стать другом Аллаха (Маудуди). []
  4. Это вы не можете ни доказать, ни разумно обосновать (Кутб). []
  5. Вы узнали об этом не путем тщательных исследований (Дарйабади). Этот вопрос — порицание (Аль-Манар). []

Обсуждение закрыто.