10:36 Значение и смысл

Большая же часть из них следует одним домыслам. Поистине, домыслы не имеют цены перед Истиной[i]. Аллах знает, что они делают.

  1. Люди, о которых говорится здесь (и в первой фразе аята 53), — это агностики, колеблющиеся между истиной и ложью. Некоторые из великих исламских правоведов, прежде всего Ибн Хазм, обосновывают этим аятом отрицание «кийаса» («аналогии») как средства выведения религиозных законов, которые могут содержаться в тексте Корана или хадисах пророка, но однозначно не сформулированы. Ср. суру 5:104-105 (Асад).
    Они предполагают, будто у Аллаха есть «сотоварищи», не исследуя глубоко это предположение и не проверяя его разумом или опытом. Они считают, что их предки не поклонялись бы этим существам, если бы они не были достойны поклонения, но в то же время не проверяют эти легенды и не освобождают разум от бездумного подражания. Они считают, будто Аллах не ниспосылает никому из них Откровения, но не исследуют, почему это для Аллаха невозможно. Они думают, что Коран — произведение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), но не проверяют, мог ли Мухаммад, будучи человеком, вообще создать нечто подобное, в то время как они сами, будучи, как и он, людьми, на такое неспособны (Кутб).
    Это значит, что ни философы, ни законодатели не основывали своих взглядов на действительном знании, а лишь на предположениях и мнениях. А те, кто следовал этим духовным или светским вождям, делал это потому, что считал их великими личностями, которые, вероятно, правы (Маудуди). []

Обсуждение закрыто.