10:19 Значение и смысл

Прежде люди были единой общиной[i] а потом они разделились[ii] Если бы Слово твоего Господа не упредило их[iii] то было бы решено между ними то, о чем они разногласят[iv]

  1. Ср. суру 2:213. Человечество было создано в единстве, и весть Аллаха к нему есть Послание единства и истины. Когда же людьми завладел эгоизм, между индивидуумами, народами и нациями возникли различия. В Своем милосердии Аллах посыпал им одного пророка за другим, чтобы испытать их Своими дарами и побудить состязаться в благочестии и добродетели (Йусуф ‘Али). []
  2. В этой связи указывается не только на полную однородность человечества, но и косвенно на факт, который неоднократно подчеркивается в Коране (напр. в суре 7:172): способность понять существование, единственность и всемогущество Аллаха — прирожденная у людей, а все отклонения от этого суть следствия отчуждения человека от его инстинкта (Асад).
    Люди вначале были единой общиной, которая в своей естественной основе жила как одна семья. Когда число их увеличилось, они сначала разделились на племена, потом на роды, потом на нации. Их потребности стали отличаться, их интересы расширились, и они стали конфликтовать (Аль-Манар). []
  3. Имеется в виду решение Аллаха отдалить расплату для людей до Судного Дня. Если бы это было не так, то Он наказал бы нечестивых в этом мире.
    Ср. суры 6:115, 9:40 и 9:171. «Слово» — это решение Аллаха, выражение Его воли и мудрости в конкретном случае. Когда люди стали усугублять различия, Аллах именно их сделал средством для достижения высших целей, ибо через них Он побуждает людей соревноваться в благочестии и добрых поступках и тем самым приближаться к своей цели (Йусуф ‘Али). []
  4. Этот аят содержит и угрозу людям, которые доводят дело до конфликтов, особенно при расхождении мнений относительно Писания Аллаха (Аль-Манар).
    Досл. : «между ними было бы решено о том, в чем у них нет единства». Это значит, если бы Аллах не решил, чтобы люди по-разному подходили бы к интеллектуальному решению проблем, о которых говорится в Откровении, то все были бы одного мнения (ср. суру 2:253). Поскольку же такая однородность затруднила бы интеллектуальное, нравственное и общественное развитие людей, Аллах предоставил их рассудку постепенные поиски Истины с помощью пророков (Асад).
    «Действительность» скрыта от человеческих чувств, чтобы можно было проверить, сможет ли человек постичь ее разумом, совестью и интуицией. До сегодняшнего дня существует большая путаница в отношении происхождения многочисленных религий на земле, каждая из которых претендует быть единственно Истинной. Желание человека, чтобы Аллах Сам объяснил ему Истину, после чего он займет свою жизненную позицию, не может быть исполнено, ибо человек должен сам принять решение, руководствуясь своим разумом. В этом смысле земная жизнь — это испытание (Маудуди) []

Обсуждение закрыто.